Коррекционно-развивающее направление
Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса, необходимого для преодоления и профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих
Коррекционная направленность обучения способствует максимальному погружению ребенка в активную речевую среду, позволяет скоррегировать двигательные функции, эмоциональный тонус, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности, дает возможность сформировать основные этапы учебной деятельности, в том числе ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки.
Индивидуально-групповая коррекционная работа направлена на коррекцию индивидуальных недостатков развития воспитанников. Коррекционные занятия имеют как общеразвивающие цели, например, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики; так и предметную направленность, позволяющую сформировать функциональную готовность воспитанников к обучению. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.
В 2006-2007 учебном году был заключен договор о сотрудничестве МБУ детского сада № 151 «Голубка» с институтом коррекционной педагогики СГПУ. Совместно с научным руководителем старшим преподавателем кафедры логопедии Михайловой Еленой Алексеевной начали разрабатывать тему: «Основные направления и приемы обогащения глагольного словаря детей с общим недоразвитием речи». Проблема изучения и формирования глагольного словаря у дошкольников с ОНР в настоящее время является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики.
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.
Таким образом, возникла необходимость разработки комплексной методики исследования импрессивного и экспрессивного глагольного словаря у дошкольников, подбора необходимого наглядного и лексического материала к диагностическим заданиям. При создании методики исследования глагольной лексики мы руководствовались следующими принципами: научность, систематичность и последовательность, доступность, наглядность и индивидуальный подход. Учитывались также и специальные принципы: системность и учет структуры речевого нарушения, поэтапность, принцип развития, онтогенетический принцип, этиопатогенетический, связь речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Разработанная нами «Методика исследования сформированности глагольной лексики и навыков образования глаголов приставочным способом у дошкольников с речевой патологией» включает в себя:
Методика включает в себя два эксперимента. Целью первого является выявление уровней сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР. Цель второго эксперимента - выявление у тех же детей уровней сформированности навыков образования глаголов приставочным способом. Форма проведения обследования индивидуальная.
Проведенное экспериментальное исследование доказало необходимость и целесообразность проведения систематической и целенаправленной работы по формированию навыка образования глаголов приставочным способом, поэтому мы разработали направления коррекционной работы и на данном этапе подбираем наиболее эффективные формы, методы и приемы работы с детьми, а также с родителями и педагогами ДОУ. Мы убеждены, что наша работа будет способствовать более эффективному формированию коммуникативных и социальных компетентностей не только детей с речевой патологией, но и дошкольников с нормой речевого развития. Будем продолжать работать над повышением уровня развития фразовой и связной речи воспитанников в результате внедрения в коррекционно-логопедическую работу разработанных направлений, методов и приёмов по обогащению глагольной лексики и навыков образования глаголов приставочным способом.
Направления коррекционно-логопедической работы по формированию навыка образования глаголов приставочным способом:
Развитие способностей к пониманию значений приставочных глаголов:
Формирование навыка употребления приставочных глаголов:
В работе воспитателей и узких специалистов наметить достаточно эффективные методы и приёмы по формированию глагольного словаря и навыков образования глаголов приставочным способом у дошкольников.
Коррекционная работа ведётся на должном уровне, дети полностью подготовлены к обучению в школе. В результате на конец учебного года все дети овладевают навыками фонематического анализа и синтеза, различают звуки русского языка по основным характеристикам. Имеют навыки чтения и письма. Все дети идут в массовую школу.