Сценарий турнира "Самый-самый" (по произведениям В.Сутеева)

Сценарий турнира
«Самый, самый»
(по произведениям В. Сутеева)
в старшей группе


Воспитатель: О.В. Мельникова

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
1. Учить детей умению коротко, быстро и точно отвечать на вопросы по содержанию сказок; закрепить умение объяснять, доказывать, используя различные средства связи; учить аргументированно строить рассуждение.
2. Упражнять в подборе определений; учить понимать переносное значение фразеологизмов; развивать понимание переносного значения пословиц.
1. Побуждать употреблять в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; закреплять умение согласовывать слова в роде, числе и падеже.

Организация: Дети делятся на 2 команды. Выбираются капитаны, придумываются названия команд.

Материал: Таблица с названием сказок; табло с 15 кармашками трех цветов (желтого, красного, синего), турнирная таблица, фишки для подсчета баллов.

Игра проводится в три раунда.
1 раунд.
Ведущая задает командам по 22 вопроса по содержанию произведений. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2 раунд.
Детям предлагается таблица с названиями пяти сказок В.Сутеева. Капитаны команд по очереди выбирают понравившуюся сказку и команда отвечают на вопросы по ней. Каждый полный ответ этого раунда оценивается в 2 балла, неполный – в 1 балл.
3 раунд. Финал.
Участникам предлагается табло с кармашками желтого, синего и красного цветов. В желтых кармашках – простые вопросы, правильный ответ на которые оценивается в 1 балл. В синих – вопросы средней сложности, ответы оцениваются в 2 балла. В красных кармашках вопросы повышенной сложности, ответы оцениваются в 3 балла. Капитаны по очереди выбирают по 3 вопроса любой сложности по желанию. В конце раунда по количеству набранных баллов определяется команда-победитель – «Самый лучший знаток сказок Сутеева». Победитель награждается призом.
После 1 раунда проводится музыкальная пауза.
После 2 раунда – витаминная пауза.
Вопросы 1 раунда.
• Куда спрятался муравей от дождя в сказке «Под грибом»?
• Кто пришел за муравьем?
• А за бабочкой?
• Кто прибежал следом за мышкой?
• За воробьем прискакал …..
• Кого первого спросил щенок из сказки «Кто сказал «мяу»?
• После петушка?
• После мышонка щенок спросил…
• А потом кого увидел щенок?
• Что ответила ему рыбка?
• После рыбы щенок спросил….
• Кто же сказал «мяу»?
• Что увидели на лесной полянке герои сказки «Разные колеса»?
• Какие были колеса?
• Чья была телега?
• Какое колесо катила Мушка?
• А Ёжик?
• Лягушка катила …колесо.
• А Петушок?
• Что сделала Мушка из своего колесика?
• А Ёжик?
• Лягушка свое колесо пристроила к …
• А Петушок построил …
• Что нашел ёжик из сказки «Палочка-выручалочка»?
• Как назвать палочку-выручалочку, которая помогает через все скакать?
• А которая из беды вытягивает?
• Палочка-выручалочка, которая помогает поднимать наверх называется…
• А та, которая ударяет врага, как называется?
• Что увидел заяц на поляне в сказке «Яблоко»?
• Кто яблоко сорвал?
• А кто поймал?
• Кто яблоко разделил?
• Каким был гусь из сказки «Что это за птица?»
• С кем поменялся гусь шеей?
• Шея стала у гуся…
• Клюв он попросил у …
• И он стал у гуся…
• Ногами гусь поменялся с …
• И ноги стали…
• Крылья гусь попросил у …
• И стали крылья…
• Хвост выпросил гусь у …
• И стал клюв у гуся…

2 раунд

« Палочка-выручалочка»

«Разные колеса
«Яблоко» «Что это за птица?» «Под грибом»

 

1. «Палочка – выручалочка»
* Всякая ли палочка может стать выручалочкой и почему?
* Каким был ежик в этой сказке?

2. «Яблоко»
* Каким был медведь в сказке «Яблоко»?
* Как ты считаешь, кому из персонажей сказки можно было яблоко не давать и почему?


3. «Что это за птица?»
* Почему гусь стал меняться с птицами своими частями тела?
* Как ты думаешь, почему гусь не смог улететь от лисы?

4. «Разные колеса»
* Какими были жители теремка?
* Как ты считаешь, кто был самым умным из них? Почему?

 

5. «Под грибом».
* Как ты думаешь, почему под маленький грибок поместилось столько зверей?
* Какими были звери, оказавшиеся под грибом?

3 раунд
Вопросы на 1 балл. Загадки.
Само с кулачок, Летом ходит без дороги
Красный бочок. Мимо сосен и берез.
Потрогаешь – гладко, А зимой он спит в берлоге
А откусишь – сладко. (Яблоко) От мороза прячет нос.
(Медведь)

Сам он круглый, а не мяч, По лужку он важно бродит,
Рта не видно, а кусач, Из воды сухим выходит,
Голой ручкой не возьмешь, Носит красные ботинки,
А зовется это… (Ёж) Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Шапочка да ножка –
Вот и весь Ермошка. (Гриб)

Вопросы на 2 балла.
Что значит выражение и К какой сказке оно подходит:
• «Жить душа в душу»? («Разные колеса»)
• «Потерять голову» («Что это за птица»).
• «Иметь голову на плечах» («Палочка-выручалочка»).
• «Ломать голову» («Яблоко»)

Вопросы на 3 балла.
• Чем тебя привлекают сказочные истории В.Сутеева?
• Кто нарисовал иллюстрации к сказкам и чем они тебе нравятся?
• Чему учат нас сказки Сутеева?
• Над чем смеется в своих сказках автор? Приведи примеры.
• Какая сказка тебе нравится больше всех и почему?