Конспект ОД по развитию речи "Уж небо осенью дышало..."

Конспект
образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной к школе группе № 7 «Лебедушки»
«Уж небо осенью дышало…»

Воспитатель: Норкина Е.И.


Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Образовательные:
• Закреплять умение передавать своё отношение к осени в рассказах. («Речевое развитие»)
• Обогащать словарь детей словами-синонимами, относительными прилагательными. («Речевое развитие»)
• Отрабатывать интонационную выразительность речи. («Речевое развитие»)
• Формировать интерес к классическому искусству. («Художественно-эстетическое развитие»)
• Закреплять знания детей о сезонных изменениях вживой и неживой природе осенью. («Познавательное развитие»)
Развивающие:
• Развивать ассоциативное мышление, память, воображение. («Познавательное развитие»)
• Развивать эстетическое восприятие, эстетическое отношение к музыкальным и художественным произведениям. («Художественно-эстетическое развитие»)
• Развивать речь дошкольников. («Речевое развитие»)
• Развивать координацию движений. («Физическое развитие»)
Воспитывающие:
• Воспитывать уважительное отношение к собеседникам: не перебивать, дослушивать высказывания товарищей до конца. («Социально-коммуникативное развитие»)
Предварительная работа: разучивание гимнастики «Ветер и листья», рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. С. Остроухов «Золотая осень», Я.Зяблов «Золото осени», А. Саврасов «Осень. Деревушка у ручья», беседа об изменениях в живой и неживой природе осенью, чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Осень» (отрывок), А.Майков «Осень», И.Бунин «Листопад», К.Бальмонт «Осень», А.Плещеев «Скучная картина», В.Бианки «Синичкин календарь», Г. Скребицкий, «Четыре художника. Осень», отгадывание загадок об осени.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, мр3проигрыватель, диск с записью А.Вивальди «Времена года. Осень», «Танцующая осень», Владимир Косма «Осень наступила», мр3- запись «Шум ветра», презентация с наглядным материалом, листочки из самоклеющейся плёнки: берёзовый, дубовый, кленовый, рябиновый и осиновый, карты-схемы для составления рассказа об осени.
Ход мероприятия:
Организационный момент: звучит звук ветра, в группу влетает кленовый жёлтый лист.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый лист залетел к нам в группу.
Дети рассматривают лист и замечают на нём послание - загадку.
Воспитатель:
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (осень)
Появляются слайды № 1
(Репродукция картин: И.Левитан «Золотая осень, И. С. Остроухов «Золотая осень», Я.Зяблов «Золото осени», А. Саврасов «Осень. Деревушка у ручья») Звучит музыка «Танцующая осень»
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по этому удивительному времени года, вспомним, чем оно богато, и чем запомнилось нам. Посмотрите, дети, какая разноцветная, яркая осень! (рассматривают слайды с репродукциями картин). Какие любимые краски осени? (ответы детей)
На экране появляется слайд № 2 с изображением осеннего солнца.
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать про осеннее солнце? Как оно светит? (Оно тусклое, холодное. Мало светит. Светит, но не греет).
Появляется слайд № 3- осенний ветер
Воспитатель: Что вы можете сказать про осенний ветер? Что он делает? (Дует, гудит, поёт, рвёт, срывает, кружит, играет)
Появляется слайд № 4- небо.
Воспитатель: Что можно сказать про небо? Какое оно? (Хмурое, пасмурное, мрачное, серое)
Появляется слайд № 5- листопад.
Воспитатель: Что можно сказать про листья на деревьях? Что они делают?
(Листья на деревьях желтеют, краснеют и облетают)
Воспитатель: Как ещё можно сказать про листья: что они делают? (Кружатся, летят, опадают)
Воспитатель: Как называется время, когда листья падают? (Листопад)
Воспитатель: Какое всё становиться вокруг во время листопада? (Красивое, жёлтое, золотое, разноцветное).
Воспитатель: Ребята, как мы называем осень, когда всё становиться золотым, красивым? (Золотая осень).
Звучит мр3 запись «Шелест листьев»
Воспитатель: Послушайте и скажите, что делают листья под ногами? (Шуршат, шелестят).
Появляется слайд № 6- улетающие на юг птицы.
Воспитатель: Что можно сказать про птиц: какие это птицы? Что они делают с наступлением холодов? (Перелётные птицы улетают на юг, в тёплые края).
Воспитатель: Как по-другому сказать, что делают птицы?
Дети: Отправляются, покидают, прощаются.
Появляется слайд № 7- животные, готовящиеся к зиме.
Воспитатель: Расскажите, что делают животные осенью? (Белки делают припасы на зиму. Ежи, медведи готовятся к спячке. Все животные меняют летнюю шубку на зимнюю, тёплую).
Появляется слайд № 8- люди, работающие осенью в саду, огороде.
Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, что делают осенью люди? (Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов, грибы. Копают грядки. Убирают опавшую листву).
Появляется слайд № 9- осенняя одежда людей.
Воспитатель: Какую одежду надевают люди с приходом осени (Тёплую, осеннюю).
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, любите вы осень или нет, объясните - почему?
Ответы детей: Я люблю осень, потому что …
Воспитатель: А сейчас я предлагаю всем превратиться в осенние листья и поиграть с ветерком.

Физкультминутка «Ветер и листья»


Ветер по лесу летал, дети бегут по кругу на носочках и
Ветер листики считал взмахивают руками
Вот дубовый, дети встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Опускают руки, приседают.
Ветер по лесу кружил, снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый, дети встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой. кружатся на носочках на месте.
К ночи ветер-ветерок приседают, опустив руки.
Рядом с листьями прилег. сидят лицом в круг и загибают по
Вот дубовый, дети встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки опускают голову на грудь, расслабляются,
закрывают глаза.
Тихо дремлет на тропинке.
И. Нищева

Воспитатель: Ребята, давайте придумаем рассказ об осени с помощью этих картинок.
Показывает карты-схемы для составления рассказа.
Дети рассказывают про осень.
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные у вас получились рассказы об осени.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Детка, детка, где твоя ветка? Под музыку Владимира Косма «Осень наступила» вы будете выполнять красивые танцевальные движения. Когда музыка остановится - вы должны найти свое дерево, с которого листочек на вашей груди, встать рядом и назвать листочек и дерево.
Дети: У меня осиновый (кленовый, рябиновый, дубовый, берёзовый и т.д.) листочек, моё дерево - осина (клён, рябина, дуб, берёза и т.д.)
Рефлексия:
- Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?
- Что нового узнали?
-Вы любите осень? Почему?
-Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы.