Этикет или правила хороших манер. Подготовила воспитатель А.И. Стрельникова

Родители для ребёнка – как эхо: как они прозвучат, так он и откликнется.  Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей суетливой повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры – вежливость, и культуры внутренней). Часто ответив человеку негативно, раздражённо, грубо, мы быстро забываем об этом. И      впоследствии,  не задумываемся о том, что этим отношением наносим психологическую травму окружающим людям, а самое главное показываем негативный пример своим детям.   

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет. 

1. Важной задачей, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного. Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей,   играть вместе общими игрушками, уступать. 
2.   У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду. 

3. Научить соблюдать правила культурного поведения в автобусе, в общественных местах. 

4.   Регулярно участвовать в труде,  умение сервировать столы к завтраку, обеду, ужину. 

5. Необходимо  научить детей,  поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место». 

С чего начинать воспитание культуры.

Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начать можно с доверительной беседы, в спокойной обстановке, не торопясь.  Ведь во  многих семьях  родители  с детьми общаются на бегу, не отвечают на вопросы ребёнка, порой игнорируя его интересы, желания, сваливая всё на нехватку времени, усталость. В результате чего ребёнок начинает вести себя так, как он, хочет,  умеет, применяя пример из разных источников: сверстники, телевидение и т.д. Поэтому вы должны находить время, силы.

Для того, чтобы главным примером правил поведения, источником знаний были Вы. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо – маска дракона.
Конечно не только о ребёнок  должен соблюдать правила поведения, но и в первую очередь вы, родители. Иначе ребёнок может начать протестовать, капризничать, игнорировать ваши требования видя, что вы их не придерживаетесь.

 Представьте такую ситуацию:
1. Мама приводит ребёнка в детский сад. Они переодеваются в раздевалке. Переодевшись, мама говорит: «Иди, проходи в группу, не забудь поздороваться с воспитателем ». Ребёнок, заходит  в группу, говорит здравствуйте. А мама в это время уходит  домой.

  2. Мама гуляет с ребёнком по парку.  Они едят конфеты. Мама, развернув конфету, фантик бросает на землю. Ребёнок повторяет тоже самое,  за мамой. Приходя домой малыш съедает ёщё одну конфету и бросает фантик на пол, за что мама начинает его ругать и говорит: «Ты, что мусоришь дома, немедленно подними и выбрось в мусорное ведро.
- Как вы думаете, всё ли правильно было с делано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (и в первом и во втором случае мама поступила не правильно).

Вот несколько методов, с помощью которых можно ребёнку привить правила хорошего  поведения:

-- Чтение книг с ярким примером хороших манер; 
-- Общение с авторитетными для ребёнка людьми; 
-- Постоянство и настойчивость в воспитании обучении; 
--      Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье; 

--  Проигрывание ситуаций через обучающие компьютерные игры;
Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты. В детском саду мы так же используем и следующее:   игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой (разыгрывание детьми сценок на данную тему);  решение проблемных ситуаций;  пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми;  просмотр любимых мультфильмов, презентаций с последующей беседой, оценкой действий персонажей.

Речевой этикет

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Спасибо за внимание, желаем удачи!

 

Используемая литература:

  1.  Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов/ И.Н. Курочкина.- М.: Просвещение, 2007.
  2.  Островская. Поведение – результат воспитания// Дошкольное воспитание № 5 – 77.